пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (7-9 КЛАССЫ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 7 до 9 классов общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
 Рабочая   программа   по   информатике рассчитана на изучение предмета в 7-9  классах на базовом уровне и составлена на основе следующих документов:
1.      Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике (базовый уровень) (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
2.      Примерной программы по информатике для основного общего образования (базовый уровень).
3.      Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
4.       Авторской   программы Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. по   информатике  для  7-9 классов (базовый уровень).

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·                Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;
·                Формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
·                Формирование представления о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества; осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятие и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
·                Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
·                Приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов (1 час в 8 классе и 2 часа в 9 классе).
За счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения курс «Информатика и ИКТ» в общеобразовательном учреждении для основной школы вводится с 7 по 9 класс (по 1 часу в каждом классе).

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена четырьмя укрупнёнными разделами:
  • введение в информатику (22 ч.);
  • алгоритмы и элементы программирования (43 ч.);
  • использование программных систем и сервисов (27 ч.);
  • работа в информационном пространстве (10 ч.).

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании КТП предусмотрены формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
    познавательная деятельность:
  • использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение различными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
   информационно- коммуникативная деятельность:
  • владение монологической и диалогической речью, сотрудничество с другими учащимися в процессе совместного выполнения опытов, лабораторных работ, проведение экспериментальных исследований;
  • поиск информации с использованием различных источников (учебные тексты, справочные и научно- популярные издания, Интернет - ресурсы и другие компьютерные базы данных;
  • обработка информации и представление ее в разных формах (вербально, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
    рефлексивная деятельность:
·         владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация своего учебного труда.

Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1
Информация и информационные процессы
9
6
3
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
6
3
3
3
Обработка графической информации
4
2
2
4
Обработка текстовой информации
7
2
5
5
Мультимедиа
4
1
3
6
Математические основы информатики
13
10
3
7
Основы алгоритмизации
10
6
4
8
Начала программирования
10
2
8
9
Моделирование и формализация
9
6
3
10
Алгоритмизация и программирование
14
4
10
11
Обработка числовой информации
6
2
4
12
Коммуникационные технологии 
10
6
4

Резерв
3
0
3

Итого:
105
50
55

В примерной программе по информатике на резерв отводится 27 часов, из которых, согласно авторской программы Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. по   информатике для 7-9 классов (базовый уровень) и запросу участников образовательного процесса, на раздел введение в информатику взято 5 часов, на раздел алгоритмы и элементы программирования – 1 час, на раздел использование программных систем и сервисов – 18 часов.  

Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения информатики:
1) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
2) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
3) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения информатики:
1) Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно  выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
3) Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
4) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
5) Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты освоения информатики:
знать/понимать
·        виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
·        единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
·        основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
·        программный принцип работы компьютера;
·        назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
·        выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
·        оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
·        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
·        создавать информационные объекты, в том числе:
-       структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-       создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-       создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-          создавать записи в базе данных;
-          создавать презентации на основе шаблонов;
·  искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
·  пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·  создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
·  проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
·  создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
·  организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
·  передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.





Комментариев нет:

Отправить комментарий