РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА
И ИКТ»
ДЛЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (7-9 КЛАССЫ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей курса является подготовка
учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания
образования по информатике. Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 7 до 9
классов общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему
уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Рабочая
программа по информатике рассчитана на изучение
предмета в 7-9 классах на базовом уровне и составлена на основе следующих
документов:
1. Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования по информатике (базовый
уровень) (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
2. Примерной программы по информатике для основного
общего образования (базовый уровень).
3. Базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
4.
Авторской программы Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В.,
Шестакова Л.В. по информатике для 7-9 классов
(базовый уровень).
Изучение информатики и информационных технологий в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование
целостной научной картины мира;
·
Формирование понимания роли информационных процессов в биологических,
социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации
информационных процессов с помощью ИКТ;
·
Формирование представления
о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение
использовать понятие и методы информатики для объяснения фактов, явлений и
процессов в различных предметных областях;
·
Приобретение
опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в
учебной и практической деятельности;
·
Приобретение
умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.
В соответствии с
Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в
8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов (1 час в 8 классе и 2 часа в 9 классе).
За счет регионального
(национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения
курс «Информатика и ИКТ» в общеобразовательном учреждении для основной школы
вводится с 7 по 9 класс (по 1 часу в каждом классе).
Структура
содержания
общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы
может быть определена следующими укрупнёнными
тематическими блоками (разделами):
Структура содержания
общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена четырьмя укрупнёнными
разделами:
- введение в
информатику (22 ч.);
- алгоритмы и
элементы программирования (43 ч.);
- использование
программных систем и сервисов (27 ч.);
- работа в
информационном пространстве (10 ч.).
На основании требований государственного образовательного стандарта в
содержании КТП предусмотрены формирование у школьников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира
различных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы,
причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение различными способами решения
теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
информационно- коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью,
сотрудничество с другими учащимися в процессе совместного выполнения
опытов, лабораторных работ, проведение экспериментальных исследований;
- поиск информации с использованием различных
источников (учебные тексты, справочные и научно- популярные издания,
Интернет - ресурсы и другие компьютерные базы данных;
- обработка информации и представление ее в
разных формах (вербально, с помощью графиков, математических символов,
рисунков и структурных схем).
рефлексивная деятельность:
·
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение
предвидеть возможные результаты своих действий;
организация своего учебного труда.
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
||
общее
|
теория
|
практика
|
||
1
|
Информация и
информационные процессы
|
9
|
6
|
3
|
2
|
Компьютер как
универсальное устройство обработки информации
|
6
|
3
|
3
|
3
|
Обработка
графической информации
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Обработка текстовой
информации
|
7
|
2
|
5
|
5
|
Мультимедиа
|
4
|
1
|
3
|
6
|
Математические
основы информатики
|
13
|
10
|
3
|
7
|
Основы
алгоритмизации
|
10
|
6
|
4
|
8
|
Начала
программирования
|
10
|
2
|
8
|
9
|
Моделирование и
формализация
|
9
|
6
|
3
|
10
|
Алгоритмизация и
программирование
|
14
|
4
|
10
|
11
|
Обработка числовой
информации
|
6
|
2
|
4
|
12
|
Коммуникационные
технологии
|
10
|
6
|
4
|
|
Резерв
|
3
|
0
|
3
|
|
Итого:
|
105
|
50
|
55
|
В примерной программе по
информатике на резерв отводится 27 часов, из которых, согласно авторской
программы Семакина
И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. по информатике для 7-9 классов (базовый
уровень) и запросу участников образовательного процесса, на раздел введение
в информатику взято 5 часов, на раздел алгоритмы и элементы программирования –
1 час, на раздел использование программных систем и сервисов – 18 часов.
Планируемые результаты:
Личностные
результаты освоения информатики:
1) Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики.
2)
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности.
3) Формирование ценности здорового и безопасного образа
жизни.
Метапредметные результаты
освоения информатики:
1) Умение
самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
2) Умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
3) Умения
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы.
4) Умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
5) Формирование и развитие компетентности в области
использования ИКТ.
Предметные
результаты освоения информатики:
знать/понимать
·
виды
информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
·
единицы измерения
количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового)
представления информации;
·
основные свойства
алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
понятие вспомогательного алгоритма;
·
программный
принцип работы компьютера;
·
назначение и
функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
·
выполнять базовые
операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
·
оперировать
информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать,
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;
·
оценивать
числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
·
создавать
информационные объекты, в том числе:
- структурировать
текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить
проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать
и использовать различные формы представления информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать
рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в
процессе проектирования с использованием основных операций графических
редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую
обработку цифровых изображений;
- создавать
записи в базе данных;
- создавать
презентации на основе шаблонов;
· искать информацию с применением правил поиска
(построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных
источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при
выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его
периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным
проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в
виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том
числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием
готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для
оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного
пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий